Паралле́льный мир.

Паралле́льный мир.(в фантастике) — реальность, существующая каким-то образом одновременно с нашей, но независимо от неё. Эта автономная реальность может иметь различные размеры: от небольшой географической области до целой вселенной. В параллельном мире события происходят по-своему, он может отличаться от нашего мира как в отдельных деталях, так и кардинально, практически во всём. Физические законы параллельного мира не обязательно аналогичны законам нашего мира; в частности, иногда допускается существование в параллельных мирах таких явлений, как магия.
Существует точка зрения, что загадка альтернативного бытия связана с неким “пятым измерением”. Якобы помимо трех пространственных измерений и “четвертого измерения” – времени есть еще одно. Открыв его, люди якобы смогут путешествовать между параллельными мирами. Однако заведующий сектором междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии РАН доктор философских наук Владимир Аршинов уверен, что сегодня можно говорить о гораздо большем количестве измерений: “Уже примерно известны модели нашего мира, в которых содержится 11, 26 и даже 267 измерений. Они не наблюдаемы, а свернуты особым образом. Тем не менее они присутствуют вокруг нас”.

В многомерном пространстве, по мнению ученого, возможны вещи, которые кажутся невероятными. Владимир Аршинов полагает, что другие миры могут быть какими угодно: “Вариантов бесконечное множество. Например, один из них может представлять собой зазеркалье, как в сказке про Алису. То есть то, что в нашем мире истина, там – ложь. Но это, пожалуй, самый простой вариант”.

Однако людей больше всего интересует вопрос, можно ли “пощупать”, увидеть эти параллельные миры. “Если принять на веру существование некой реальности с зеркальными нам измерениями, – рассуждает Владимир Аршинов, – то получается, что, попав туда, можно, не прилагая особых усилий, перемещаться в пространстве и времени. Стоит вернуться обратно, в наш мир, и мы будем иметь дело с эффектом самой настоящей машины времени”. Чтобы лучше понять это, можно в качестве аналогии взять запуск баллистических ракет. Они не могут преодолеть огромные расстояния в атмосфере – топлива не хватит. Поэтому ракету выводят на орбиту, где она практически по инерции долетает до определенной точки, а потом “падает” на другом конце земли. “То же самое возможно проделать и с любым предметом, стоит только переместить его в предполагаемый параллельный мир”, – утверждает Аршинов. Вопрос только в том, как совершить такой переход. Именно этот вопрос и будоражит сегодня тех, кто ищет альтернативную реальность.

Существующие законы физики не отрицают смелое предположение о том, что параллельные миры могут быть связаны квантовыми тоннельными переходами. Это значит, что теоретически можно перейти из одного мира в другой, не нарушая закона сохранения энергии. Однако для такого перехода потребуется колоссальное количество энергии, столько не наберется во всей нашей Галактике.

Но существует и другой вариант. “Есть версия, что ходы в параллельные миры скрываются в так называемых черных дырах, – говорит Владимир Аршинов, – они и могут быть своего рода воронками, засасывающими материю”. Но черные дыры, по предположению космологов, могут на самом деле оказаться некими “кротовыми норами” – путями из одного мира в другой и обратно. “В природе могли бы существовать связывающие один мир с другим пространственно-временные структуры по типу кротовых нор, – полагает старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. Штернберга кандидат физико-математических наук Владимир Сурдин. – В принципе математика их существование допускает”. Возможность существования “кротовых нор” не отрицает и доктор физико-математических наук, профессор кафедры теоретической физики физического факультета МГУ Дмитрий Гальцов. Он подтвердил “Итогам”, что это один из вариантов перемещения из одной точки в другую с бесконечной скоростью. “Правда, – заметил физик, – есть один момент: “кротовые норы” пока никто не видел, их еще предстоит найти”.

Подтвердить эту гипотезу могло бы раскрытие тайны возникновения новых звезд. Астрономы давно ломают голову над природой происхождения некоторых небесных тел. Со стороны это выглядит как возникновение вещества из ничего. “Подобные явления могут быть следствием выплескивания во Вселенную материи из параллельных миров”, – смело предполагает Владимир Аршинов. Тогда можно предположить, что и любое тело способно переместиться в параллельный мир.

Конечно, это практически не стыкуется с теорией Большого взрыва, описывающей возникновение нашей Вселенной. Эта гипотеза является общепринятой и таковой останется, пока наука не докажет что-то иное. “Размеры Вселенной тогда равнялись нулю – она была сжата в точку, – говорит Владимир Аршинов. – Это состояние называется космологической сингулярностью. Но почему бы, например, уже сейчас не предположить, что такая точка могла быть не одна, а множество, причем разных, в том числе до сих пор неизвестных человечеству? И тогда могло быть положено начало и другим мирам”.

Теория о множественных мирах – пока всего лишь модель. Не более чем красивый способ объяснить многие загадочные вещи. Проверить ее на практике наука пока не в силах. Но если предположить, что параллельные миры существуют и обитаемы так же, как и наш, реальный мир, то тогда вещи, доселе необъяснимые, вроде различных паранормальных явлений, могут и проясниться. Правда, для этого необходимо как минимум дождаться появления нового Джордано Бруно.

Цитата:

Cоздав иллюзию из праха, ты думал, что творенье разума она
Твой Пылающий мир, летящий в небеса,
Изливающий Небесный огонь на все вокруг.
— Герцог Ньюкасл о публикации романа его жены Маргарет «Пылающий мир» (1666), который, хотя этот факт и оспаривается, считается первой историей с альтернативной реальностью, выпущенной на английском языке.

Идея параллельного мира.

Фантастика, по сути, не изобрела идею «другого мира», а заимствовала её из мифологии. Описанные в мифах Рай, Ад, Олимп, Валгалла — классические примеры «альтернативных вселенных», отличающихся от привычного нам реального мира. Помещение действия в альтернативный мир (по сравнению с описанием будущего или прошлого нашего мира) позволяет обойтись без усилий, связанных с достижением правдоподобия (наукообразного обоснования картины будущего или соответствующей историческим источникам картины прошлого), при этом предоставляя практически безграничные возможности в построении необходимой автору «сцены» для описываемого действия.

В жанре фэнтези часто используется представление о вселенной (мультивселенной) как о наборе независимых «плоскостей существования» (одной из которых является привычный нам мир), в которых законы природы различаются. Таким образом даётся логическое объяснение возможности магических явлений (являющихся частью данного жанра) в некоторых из таких «плоскостей».

Параллельные миры могут описываться и абсолютно независимыми от нашего реального мира и друг от друга, и взаимодействующими. Во втором случае взаимодействие может заключаться либо в возможности при определённых обстоятельствах проникновения из одного мира в другой (условно говоря, наличии «дверей» между мирами), либо в существовании в этих мирах определённых мест, где они пересекаются (сливаются).

Иногда идея параллельных реальностей описывается в виде, внедрённом в нашу реальность. Так, в рассказе Хорхе Луиса Борхеса «El jardín de senderos que se bifurcan» («Сад расходящихся тропок») исследователь обнаруживает манускрипт китайского автора, где одна и та же история излагается несколько раз, причём описания противоречат друг другу; затем внук автора манускрипта объясняет, что родственник воспринимал время как набор «расходящихся тропок», где различные события происходят параллельно и одновременно.

Параллельный мир может не иметь исторического отношения к любому другому миру; как, например, в романе Стивена Бакстера «Плот», в основе которого — реальность, где постоянная силы тяжести больше, чем на нашей планете. Нужно отметить, что граница между научной фантастикой и фэнтези становится более размытой, чем обычно, когда идет речь об историях, эксплицитно покидающих вселенную, с которой мы знакомы, когда наша вселенная изображается как часть мультивселенной. Жанр в этом случае определяется в большей мере темой, особенностями художественного оформления и расставленных акцентов, а также деталями истории, которые автор желает пояснить и тем, как они объясняются. Так, например, Нарния — фэнтези в чистом виде, телевизионный сериал «Скользящие» — в чистом виде научная фантастика, но такие работы, как сериал Фармера «Многоярусный мир» — нечто среднее.


Логика системы параллельных миров.

В большом количестве фантастических произведений никакого объяснения природы параллельных миров не даётся, их существование и свойства просто постулируются. Однако во многих случаях делается попытка так или иначе логически объяснить существование параллельных миров и возможность перемещения людей и предметов между ними. Далее описаны основные логические концепции, предлагаемые авторами фантастики.

Другие пространственные измерения.

Предполагается, что реальная Вселенная в действительности имеет не три пространственных измерения, а больше. После такого предположения делается естественное (и математически правильное) обобщение понятия «параллельности»: если в двумерном пространстве (на плоскости) могут существовать параллельные прямые, а в трёхмерном пространстве — параллельные прямые и плоскости, то естественно, что в четырёхмерном (и бо́льшего числа пространственных измерений) пространстве могут существовать параллельные (то есть не пересекающиеся друг с другом, но при этом существующие, возможно, совсем рядом) трёхмерные пространства. Далее достаточно предположить, что мы, в силу каких-то причин, не можем воспринимать непосредственно эти «дополнительные» пространственные измерения, и получится логически достаточно стройная картина множественности миров.

Цитата:

— … Просто разные измерения. Ты слышал, наверно, о теории параллельных пространств.
— Ну, Глеб… это же наивная теория. Старый сюжетный крючок для детских фантастических рассказов. И потом — это именно теория, не больше…
— А собственно, почему наивная? Посуди сам: если могут быть параллельные линии и параллельные плоскости, почему не может быть параллельных трехмерных пространств?
Яр покачал головой:
— Чёрт его знает… Я себе это объяснял как-то по-другому.
— Я тоже пытался объяснить по-всякому. Но все равно в голове застревает детская картинка: понимаешь, пространства вроде прозрачных кубиков, плотно прижатых друг к другу… И вот наши друзья-манекены своими взрывами и экспериментами что-то сдвинули, нарушили в этой кристаллической решетке. Кубики сдвинулись, проломили друг друга, по ним пошли трещины… В одну такую трещину и занесло сюда по рельсовой колее начинающего журналиста Глеба Вяткина…
Владислав Крапивин. «Голубятня на жёлтой поляне», Книга 3, «Мальчик и ящерка»

В некоторых случаях под миром понимается не только пространственная составляющая, но и время, которое понимается как четвёртое измерение. В этом случае возможно параллельное сосуществование четырёхмерных миров, в каждом из которых время течёт по-своему.

Перемещение между мирами в многомерной системе может объясняться либо созданием принципиально новой техники, дающей возможность перемещаться вдоль «дополнительных» координатных осей, либо просто тем, что разные миры в определённых местах пересекаются или соприкасаются (так же, как могут соприкасаться линии на плоскости или поверхности в трёхмерном пространстве). Совершив путешествие вдоль этих дополнительных осей, которые естественным образом нельзя почувствовать, путешественник может достичь миров, которые недостижимы и невидимы. В одной из первых работ в жанре современной научной фантастики — «Машина времени» Г. Уэллса, — время в этом смысле использовалось как дополнительное «измерение». Герой, взяв модель четырехмерного мира из классической физики и интерпретацию времени как пространственного измерения, нашёл способ перемещаться во времени.

Существует много примеров, когда автор создает дополнительное пространственное измерение, в котором герои могут путешествовать, чтобы добраться до параллельных вселенных. Дуглас Адамс в своей последней книге из серии «Автостопом по галактике» использует идею о возможности дополнительной оси дополнительно к традиционным четырем измерениям пространства и времени. Однако, если судить по роману, в действительности это вообще не параллельные вселенные, а только модель охвата протяженности пространства, времени и вероятности. Роберт Э. Хайнлайн в книге «Число зверя» допускал наличие шестимерной вселенной. В дополнение к трем пространственным измерениям, он применял понятие симметрии, чтобы добавить два новых временных измерения, так, чтобы получилось два комплекта из трех. Как и ситуации с четвертым измерением в «Машине времени» Г. Уэллса, путешествующий во времени человек может преодолеть эти дополнительные измерения при наличии соответствующего оборудования.

Хотя это технически неправильно, понятие «другого измерения» стало синонимом понятия «параллельный мир». Его использование стало привычным в фильмах, на телевидении и комиксах, и гораздо меньше в прозе современной научной фантастики даже тогда, когда собственно о пространственных измерениях речи не идёт.


Параллельные миры как реализация многовариантности событий.

Иногда постулируется образование «иных миров» в ситуациях, когда определённое событие может иметь более одного возможного исхода. Крайним выражением такого подхода является картина мультивселенной, в которой существует бесконечное количество миров, отличающихся друг от друга тем, что в них определённое событие (хотя бы одно) имело различные исходы. При принятии такого предположения оказывается, что любая возможность в каком-то из миров непременно реализуется, и наш мир отличается от прочих только тем, что в нём реализовался один определённый набор возможностей.

В других случаях появление параллельных миров объявляется результатом действий путешественников во времени: когда некто, переместившийся на машине времени в прошлое, воздействует на некоторое событие, изменяя его исход, появляется новая вселенная, и дальнейшие события идут уже по другому пути. При этом судьба путешественника может быть различной: в одних случаях предполагается, что по возвращении назад он окажется в собственном времени (то есть не почувствует изменения истории), в других — изменивший события путешественник вернётся в будущее нового, созданного им мира, исчезнув из своей родной реальности.

Некоторые авторы допускают возможность последующей «состыковки» параллельных реальностей: предполагается, что через некоторое время после воздействия, изменившего ход событий, результаты этого воздействия могут нивелироваться — созданный параллельный мир окажется эквивалентен исходному и сольётся с ним. Параллельная реальность оказывается неким подобием «объездного пути» на дороге; отделившись однажды, она некоторое время существует самостоятельно, но потом возвращается к своей основе. В этом случае возникает интересное следствие: оказывается, что прошлое, которое мы полагаем однозначным и неизменным, может быть столь же многовариантным, как и будущее; может существовать несколько вариантов прошлого одного и того же мира, при этом невозможно сказать, какой из вариантов правилен, а какой ложен.


Цитата:

— Не занимайся ерундой. Если ты помнишь своё детство, значит, оно у тебя было, а всё остальное — бесполезная философия. А если в один прекрасный день вместо одного детства ты вспомнишь два или три — тем лучше. От богатства, которое само в руки идёт, не отказываются.
Макс Фрай. «Хроники Ехо 2. Властелин Морморы»

Амбер.
У Роджера Желязны в цикле фэнтезийных романов «Хроники Амбера» описана система параллельных миров, существующих вокруг единственного действительно реального мира — Амбера. Амбер реален, все остальные миры (включая и полагаемый нами реальным мир Земли) есть не более чем «отражения» — подобия Амбера, созданные людьми, способными творить параллельные миры. В целом идея «отражений» в амберском цикле аналогична идее древней легенды о художнике, нарисовавшем картину и ушедшем в неё жить. Немногие посвящённые в тайну творения отражений могут, выехав из Амбера, создать отражение по собственной прихоти, войти в него и жить там, если пожелают. При этом отражение, когда его покидает создатель, продолжает существовать и жить своей жизнью.

«Кристаллическая Вселенная» Владислава Крапивина.

В российской фантастике наиболее стройную картину вселенной, состоящей из множества параллельных миров, построил Владислав Крапивин в своём цикле «В глубине Великого Кристалла». Согласно идеям этого цикла, Вселенная представляет собой некое подобие многомерного кристалла, в котором каждая грань — отдельный мир, но четвёртым измерением (а также измерениями высших порядков) является не время, а многовариантности развития. Миры, соседствующие на Великом Кристалле, вследствие этого, могут разительно отличаться внешне, но по сути однотипны — они оказываются приблизительно на одном уровне экономического и социального развития, проблемы и свершения в них примерно одни и те же.

Гиперпространство и параллельные миры.

Широко используемая в научной фантастике идея гиперпространства есть не что иное, как вариант идеи параллельного мира. Используемое в научной фантастике понятие «гиперпространство» соотносится с параллельной вселенной, которая используется как средство перемещения со скоростью большей скорости света, для межзвездных путешествий. Обоснования для существования этой формы гиперпространства варьируются от работы к работе, но существуют два общих элемента:
по крайней мере, некоторые (если не все) объекты на карте мира гиперпространства соответствуют объектам нашей вселенной, обеспечивая, таким образом, точки «входа» и «выхода» для путешественников.
время перемещения между двумя точками в гиперпространстве меньше времени для перемещения между аналогичными объектами в нашей вселенной. Это происходит либо благодаря разнице в скорости света, либо из-за различной скорости течения времени, либо потому, что аналогичные объекты в гиперпространстве находятся ближе друг к другу.

Иногда понятие «гиперпространство» используется как обозначение многомерного мира с дополнительными пространственными измерениями. В этой модели наша трёхмерная вселенная представляется как «вмятая» в какое-либо более высокое пространственное измерение, и, перемещаясь в это измерение, корабль может преодолевать огромное расстояние в обычном пространстве. Так как эта концепция предлагает «новое измерение», оно уже не вполне соответствует идее параллельного мира.


Сюжеты.


В сюжетном смысле идея параллельного мира может быть использована по-разному.
— Действие целиком помещается в другой мир, и все описываемые герои являются уроженцами данного мира (классический пример — «Властелин колец»). В таком случае само понятие «параллельный мир» в произведении может не упоминаться вовсе, хотя фактически описываемая реальность полностью соответствует данному понятию. Основной причиной использования параллельного мира в таких сюжетах обычно является свобода, которую даёт выход за пределы известной нам реальности, либо необходимость введения явлений и факторов, отсутствующих в реальном мире (боги, магия, необычные физические законы и так далее).
— Действие целиком помещается в другой мир, но один или несколько героев не являются уроженцами данного мира (обычно они являются уроженцами нашего мира, в силу неких обстоятельств попавшими в параллельный мир). Так обстоит дело в «Хрониках Нарнии» Клайва Льюиса или, например, в первых книгах цикла «Сварог» Александра Бушкова. В подобных случаях параллельный мир может использоваться автором двояко: с одной стороны, как и в предыдущем случае, в качестве средства создания «сцены» для действия героев, не ограниченной законами и историей нашего мира, с другой — как способ показать поведение человека нашего, реального мира в обстоятельствах, далеко выходящих за рамки того, что человек может предположить. В одних произведениях упор делается на способности человека адаптироваться в совершенно чуждой ему реальности и становиться адекватным ей, в других — на том, что современный человек в иной реальности может выжить и достичь успеха, оставаясь самим собой и сопротивляясь влиянию среды. Особняком стоит характерный сюжет, в котором герой, оказавшись в параллельном мире, сначала обнаруживает в себе необычные способности, а затем узнаёт, что в действительности он является уроженцем именно этого мира, по каким-то причинам выброшенным за пределы своей реальности и потерявшим память. Эти сюжеты разработаны в произведениях Роджера Желязны и в первой книге «Многоярусного мира» Филипа Фармера.
— Герои действуют в нескольких мирах, перемещаясь из одного в другой, или путешествуя во времени, активно участвуют в создании, изменении и модификации миров. В американской фантастике примером могут служить Кольцо вокруг Солнца Клиффорда Саймака и философское фэнтези Порог (повесть) Урсулы ле Гуин. В российской фантастике в качестве примера можно привести последние произведения цикла «В глубине Великого Кристалла» Крапивина, цикл «Хроники Упорядоченного» Ника Перумова, цикл «Одиссей покидает Итаку» Василия Звягинцева. Таким же образом идея параллельных миров используется в трилогии Филипа Пулмана «Тёмные начала».
Иная реальность тем или иным образом вторгается в обычную жизнь нашего мира. Английская героиня книги Саргарет Кавендиш отправляет подводные лодки и «людей-птиц», вооруженных «огненными камнями», обратно через врата Пылающего мира на Землю, чтобы уничтожать врагов Англии. Краснознаменный Тихоокеанский Флот великого Советского Союза из параллельного мира в дилогии «Красные звезды (Встречный катаклизм, Параллельный катаклизм)» Фёдора Березина периодически появляется в нашем мире и успешно ведет войну с американцами.
— В произведениях «мрачной» фэнтези и в книгах ужаса параллельный мир — это место, где скрываются опасные вещи и существа, и часто герой вынужден противостоять нападению из другой реальности. Так происходит в большинстве книг Лавкрафта и серии компьютерных игр Doom, где природа этой другой реальности остается таинственной, известной только из-за своего воздействия на наш мир.
— Параллельный мир так же может быть итогом мыслительно деятельности человека. Всё, о чём человек долгое время думает, что человек представляет, может материализоваться в параллельный мир. В повести Роберта Шекли «Лавка миров» человек может попасть в измерение, в котором воплощалось его самое сокровенное желание.


Мнения

Дайте факты


Александр Болонкин, доктор технических наук, профессор, член совета директоров некоммерческой организации “Международное космическое агентство”:

— На тему параллельных миров и фантасты много пишут, и ученые рассуждают, но никаких доказательств их существования нет. В чисто гуманитарном плане можно фантазировать обо всем, что угодно, но физики вряд ли здесь что-то добавят. Нет ни одного научного факта, который мог бы это подтвердить. Физические законы ассоциируются с определенными значениями констант, взаимодействий. При этом мультиверс – гипотетическое множество всех возможных вселенных, включая ту, в которой мы существуем, – маловероятен, и нет оснований считать, что другие миры существуют. А если даже и существуют, то почему они другие? В целом к данной теории я отношусь отрицательно.

Юрий Гнедин, заместитель директора Главной астрономической обсерватории РАН, доктор физико-математических наук:

— Теория о существовании параллельных вселенных возможна. И это не просто вера, а предположение, основанное на научных результатах. Оно не противоречит никаким основным физическим законам. Все рождается из первоначального состояния за счет случайных отклонений от среднего значения физических величин. Таких отклонений может быть много, и из каждого способна появиться своя вселенная. Более того, каждая из них может быть обитаемой, но проблема в том, что нам с ними никак не связаться. Мы не способны добраться до ближайших звезд, а до “кротовых нор” уж подавно. Такая возможность в идеале есть, но пока мы не представляем себе, как ее реализовать. Технических возможностей не хватает, хотя в будущем, может быть, они и появятся.   


— Кельтская Музыка — Мелодия [с сайта www.ololo.fm].mp3


Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Око Возрождения...
Око Возрождения...
Было на сайте никогда
Родилось: 21 Мая
Читателей: 62 Опыт: 0 Карма: 1
Теги
33 совета; coral-club;coralorder; здоровье; http://devaveda.ru/ http://stranamasterov.ru/node/417010 асахи; бодифлекс; быть молодой вечно веды возбуждение уголовного дела по денису савенкову волосы волосы ; уход за волосами ; маска для волос ; гороскоп друидов; друиды; дзэнская пословица д/ф «фаза». кто остановил развитие человека? жевательная резинка; женственность; женщина; веды; закисление организма; зеркалица знак зодиака ; аромат имбирь ; корица ; истина;путь;предназначение; история;притча;бог;учение; как стать счастливой кельтский гороскоп кто твоя фея ? кукан ладан ; маски для волос от выпадения медитация на внутреннюю богиню медь мои мысли; морские перья; мыловарение мы против жестокости; насилие над животными - мы против насилия ! носферату;мультфильм; обязанности мужа омела; ос; оскар уайлд; ощелачивание организма; параллельный мир пирамида; поза во время сна; река урми слово; безупречность; сода; уход; косметика; сон; суп; сыроедение; острый суп для сыроедов; тайана франкенштейн; прощение; теодор рётке тибет;мудрость; типы строения тела; феи;волшебство; феи; дети; фруктовый салат ; цвет ауры цитаты;высказывания; цитаты;девушка;почтение;любовь;бог; чистота
Я в клубах
Женский журнал Пользователь клуба
Новичкам MyPage.Ru Пользователь клуба
CSS | Design Пользователь клуба
Служба помощи MyPage.Ru Пользователь клуба
ГИНЕКОЛОГиЯ Пользователь клуба
Зеленый клуб Пользователь клуба
все 60 Мои друзья